МЕТОДИКА НАКЛОННОГО ТРЕКА
Глен Доман
ФИЛОСОФИЯ:
Для некоторых детей с
тяжелыми мозговыми травмами, не достаточно только одной возможности, чтоб совершить
ползание. Это из-за тяжести или точно определенного места мозговой травмы,
или потому что они уже не такие маленькие
и уже не весят так мало.
Это не просто попытка
двигаться, не просто передвижение его
рук и ног или обучение его тому, как надо двигать своё тело вперед, а потрясающее усилие для вашего ребенка.
Что ваш ребенок знал –
это гораздо хуже, чем это. Ваш ребенок пытался использовать свои руки и ноги,
чтоб толкать своё тело вперед, и ему это
не удавалось. К несчастью, то, что он
знал, было неверно, хотя из
своего собственного опыта, он был вправе верить этому.
Наступило время для
вашего ребенка, увидеть и услышать правду, и наклонный трек - это
путь открытия ему этой правды.
НАЗНАЧЕНИЕ:
Назначение наклонного
трека – дать вашему ребенку шанс узнать, что существует взаимосвязь между
его руками, ногами и
движением, в противоречие тому,
чему его
научил собственный неправильный
опыт.
Наклонный трек состоит
из 2 см. фанеры, которая оклеивается поролоном, толщиной 2,5 см, и покрывается гладкой тканью. Ширина трека 35,5 см, высота его бортиков около 15 см. Трек состоит из 3 частей, которые можно соединять
под углом в 90 градусов и разъединять.(размеры даны для новорожденного ребенка,
для ребенка старшего возраста, см. таблицу)
Наклейте поролон на
фанеру, а затем наклейте сверху покрытие так, чтобы концы его подворачивались под
низ трека. Это покрытие необходимо, чтобы создать ровную поверхность и
облегчить мытьё трека.
Теперь, если мы
положим вашего ребенка на
этот спуск ногами к открытому краю и головой к дальнему, и если
мы поднимем один край этого трека вверх,
настолько высоко, чтоб создать эффект скольжения, очевидно, ребенок
будет скользить вниз, хочет он этого или нет.
Мы должны найти
подходящий предел поднятия для вашего ребенка. Это – точная точка (обычно между 60-90 см. от трека до поднятого конца), к которой
ваш ребенок спокойно лежа, не
сможет двигаться туда, если он не
совершит малейшее движение рукой или ногой, однако, в любом случае,
он будет скользить немного вперед. На данном рассчитанном уровне он остановится, и
больше не будет двигаться вперед, пока он опять не совершит движение
рукой или ногой. Таким образом, он
обнаружит четкую взаимосвязь между движением рук и ног и перемещением
тела с одного места на другое. В
этот момент мы бы достигли очень большой
цели. Ваш ребенок узнает секрет ползания.
Мы дадим вашему ребенку возможность двигаться и восполнить пробел в этой
области подвижности.
Наша роль здесь
пассивна, а роль ребенка активна, но мы
явно помогли ему стать активным.
У нас также есть еще
одна важная цель для вашего ребенка и того, чтобы он
наслаждался движением и сделал вывод, что движение – хорошее и
вознаграждающее дело. Выполняйте
данную цель, следуя этому руководству;
1. Наклонный трек должен находиться под углом, который
сделает движение легким и приятным для вашего ребенка.
2. Когда вашего ребенка кладут на наклонный трек, он
должен знать, что единственный выход
находится на другом
конце, который неизбежен, и что беспокойство не даст ему
возможности выбраться, если он вдруг
почувствует дискомфорт.
3. Если у него занимает больше двух минут добраться до
конца, доска находится слишком низко и должна быть поднята.
4. С другой стороны, когда ваш ребенок получает
удовольствие от этого наклонного трека и постоянно ползет вниз, не
снижайте его. В противном случае, у
ребенка будут все основания сказать себе: « Мне было хорошо на том треке, и он мне нравился,
а теперь мне стало трудно».
Держите наклонный трек
на той высоте, на которой ваш ребенок
перемещается лучше, быстрее, и ему это
нравится все больше и больше.
5. Когда он добрался до конца и получил награду или
похвалу, его не нужно возвращать сразу
назад, по крайней, в течение 5 минут, а то он решит, что награда за эту
работу - выполнить её снова.
Надо обращаться с
ребенком так, чтоб он мог сказать себе:
« Каждый раз мама кладет меня в эту штуку, и я двигаю своими руками и ногами, я
двигаюсь вперед легко и быстро. Более того, когда я заканчиваю это волнующее
дело, старушка думает, что я великолепен и любит меня за это, хвалит и дает мне
мои любимые угощения; а я буду рад, когда она положит меня назад, так как я люблю двигаться».
Трек как
образ жизни
1. Философия трека
А. Каждую минуту ваш ребенок
проводит в положении ничком, имея возможность двигаться.
У него есть блестящая возможность
для выздоровления.
Б. Каждую минуту, когда ваш
ребенок сидит, лежит на спине или переворачивается, он напрасно тратит
драгоценные моменты своей жизни.
2. Закон трека: ваш ребенок должен находиться на треке весь день.
А. Он может:
1.Находиться в позиции ничком
2.Ползать ничком
3.Ползать на четвереньках
Б. Он не может:
1.Лежать навзничь
2.Садиться
3.Переворачиваться
4.Ходить на коленях
В. Исключения для трека:
1.Лечить
2.Любить
3.Кормить
4.Купать
3.
Условия трека:
А. Трек должен быть чистым
Б. Трек должен быть теплым зимой
В. Трек должен быть безопасным
Трек как образ жизни
1.Малыш должен быть на треке
день и ночь. Все посетители должны подчиняться законам трека.
Малыш должен всегда спать на
гладком, твердом, плоском треке в позиции ничком.
2.Самый главный закон для вашего
ребенка:
а) Он не лежит на боку;
б) Он не лежит на спине;
в) Он никогда не перекатывается;
г) Он никогда не садится;
д) Он никогда не ходит на
коленках.
3.Ваш ребенок должен быть помещен
на специальную поверхность. Малыш должен всегда находиться на гладкой, твердой,
плоской поверхности. Руки, локти, колени и пальцы ног должны быть голыми. Он не
может быть обут в высокие кроссовки, которые на два размера больше.
4.На вашего ребенка должно быть
надето антипереворотное устройство, в
котором он должен быть день и ночь для создания максимальной
возможности на треке.
5.
«Где есть нужда – есть средство»- Темпл Фэй.
Вы должны стать профессионалом в
применении 4 видов необходимости для мотивации движения вашего ребенка. Это
– дружеское общение, информация, награда, еда.
Мы не должны спрашивать,
упрашивать, умолять, подкупать или шантажировать ребенка, чтоб он двигался.
6.Программа Интеллекта создает
необходимость двигаться.
Лучший друг малыша на треке – это
Программа Интеллекта. Чем больше она ему
нравится, тем у него будет больше поводов двигаться.
7.Ваш ребенок должен чувствовать
успех. Попытки вашего ребенка -
геройские. Относитесь к нему как к герою, даже если он продвигается всего на 1 см.
Вам не следует давать ребенку
слишком много наград.
8. Вы должны записывать
ежедневный прогресс,
ежедневно делать записи общего
времени и расстояния, преодолеваемого
каждый день на треке.
9. Ежедневная программа:
1)
Кладите малыша на трек днем и ночью, как было описано
выше.
2)
Дайте малышу возможность в течение всего дня двигаться,
когда он в этом нуждается.
Начните с очень коротких и легких
расстояний для движения малыша. Постепенно увеличьте частоту этих простых
возможностей двигаться, пока они не растянутся на целый день.
3)
Если малыш легко двигается в течение всего дня, когда
ему нужна компания, информация, награда, еда, постепенно увеличивайте
расстояние для каждой возможности, так чтобы увеличить темп движения.
4)
Цели малыша:
а) Узнать, что он может успешно двигаться при
необходимости, также как и вы;
б) Полюбить подвижность как образ
жизни, также как и вас.
в) Увеличивать каждый день общее
количество его движений.
Для детей, ползающих ничком, -
последовательно проползать 400
метров в день.
Для детей, ползающих на
четвереньках, цель – проползать на четвереньках 1600 метров в день.
|